Замена цепи. Стратегии замены цепи - RideMyBike Замена цепи. Стратегии замены цепи - RideMyBike
Меню
День/ночь
-->
День/ночь
945 px

Замена цепи. Стратегии замены цепи

06.06.2016 - Железо
Замена цепи. Стратегии замены цепи

Зачем менять цепь на велосипеде, спросите вы? Да потому что цепь, являясь частью трансмиссии велосипеда, подвержена наибольшему износу, наряду с покрышками и кассетой. Т.е. является по сути расходным материалом.

Ресурс цепи напрямую зависит от условий ее эксплуатации и качества самой цепи. Если ваш среднегодовой пробег не превышает 500 км, заморачиваться с ее регулярной заменой особого смысла нет.

К чему приводит износ цепи?

Износ цепи - причина выхода из строя кассеты
Замена цепи на скоростном велосипеде – неотъемлемая часть регулярного обслуживания велосипеда. Износ цепи приводит к ухудшению переключения передач. Цепь растягивается и, как следствие, начинает проскакивать либо отказывается переключаться. При этом качественная настройка переключателя становится затруднительной, часто помогает только режим переключения: два вперед – один назад (и наоборот). Переключение на минимальную звезду сзади и максимальную впереди становится затруднительно.

На своем старом горном велосипеде цепь я не менял ни разу. Разрыв цепи был только раз, по глупости при переключении цепи под нагрузкой в подъеме. Правда, пришлось возвращаться порядка 10 км в режиме самоката. Трансмиссия отходила около 4500 км, при этом ей можно было пользоваться в режиме два вперед – один назад. Думаю, что это был почти предел ее износа. На новом гибриде по прошествии первой тысячи я поставил новую цепь. Думаю, так и буду менять в 3 цепи через каждую тысячу км.

Почему нужно менять цепь?

Инструмент для оценки износа цепи
Опытные велосипедисты рекомендуют менять цепь регулярно. И вот почему. Ресурс кассеты и системы (набора задних и передних звезд) гораздо выше ресурса цепи. А учитывая, что стоимость замены кассеты и системы в несколько раз больше стоимости одной цепи того же класса, стоит периодически контролировать износ цепи. Цепь со временем растягивается вследствие выработки металла в местах соединения звеньев. В том числе этому способствует действие абразива из масла и налипшей пыли. И за счет увеличенного расстояния между звеньями цепь начинает крайне негативно воздействовать на зубцы звезд, особенно часто используемых. Зубья звезд начинают изнашиваться, результат – некорректная работа переключателя передач. Регулярная очистка и смазка цепи, безусловно, продляет жизнь цепи и системы, а также облегчает ход цепи. Но и смазка заставит работать трансмиссию вечно.

В случае односкоростного велосипеда цепь можно подтянуть, однако износ звезд никуда не денется. Благо, их всего две.

Стратегии замены цепи

    Популярная цепь Campagnolo Record

  1. Не менять до предела.

    Кататься, пока переключатель работает, а когда его настройка станет невозможной – менять цепь и кассету. Система постепенно также приходит в негодность, хотя ее ресурс обычно выше, чем у кассеты. Самый нерациональный и дорогой вариант, если ваш пробег среднегодовой пробег хотя бы равен 1000 км, а замена велосипеда каждые 5 лет не планируется. Считается, что ресурс кассеты в среднем в таком режиме эксплуатации составляет около 5000 км.

    Однако, этой стратегией успешно пользуются и при активных пробегах, при условии покупки дорогой цепи c большим ресурсом (пример — Campagnolo Record). Так, в сочетании с более дешевой стальной кассетой можно добиваться, судя по отдельным отзывам, пробегов до 8-10 тыс. км без замены кассеты и цепи, после чего менять цепь и кассету вместе.

  2. Замена в три цепи.

    Распространенный вариант среди «продвинутых» велосипедистов. Суть в следующем: покупается сразу (или докупается по мере необходимости) три цепи. Учитывая имеющуюся цепь, можно докупить две таких же. Крайне желательно, чтобы они были одинаковыми. По прошествии некоторого выбранного пробега (500-1000 км) первая цепь снимается и ставится вторая, новая. Первую при этом обязательно промываем и смазываем, чтобы не заржавела во время хранения. По достижении того же пробега вновь снимаем вторую цепь и ставим третью. Дальнейшая смена аналогична по кругу.

    Не стоит забывать, что износ цепи зависит не только от пробега, но и условий ее эксплуатации. Поэтому после первого круга замены цепей лучше замерить износ цепей и поставить цепь с наименьшим износом (растяжением). Сделать это можно специальным инструментом, штангенциркуль или просто повесить все 3 цепи на гвоздик и выбрать самую кототкую.

    Растяжение старой цепи относительно новой

    Считается, что в таком режиме система может проработать в среднем около 9000-12000 км, т.е. каждая цепь – по 3000-4000 км. Следует помнить, что после установки новой цепи на использовавшуюся ранее кассету и систему цепь может немного проскакивать при переключении передач. Нужно дать ей немного прикататься, и если предыдущей цепью с пробегом в 5000 км вы не убили кассету, вскоре проскакивание должно пройти.

  3. Замена цепей по мере их износа.

    Этот вариант наиболее приемлем при использовании дорогой алюминиевой (или даже титановой!) кассеты и системы. Цепи периодически измеряют на степень износа, и по достижении предельной степени износа их меняют. Старые утилизируют/отдают соседям/жене. Так, регулярно тратясь на новые цепи, можно увеличить пробег дорогой кассеты и системы до 15-20 тыс. км.

Здесь можно почитать о том, как поменять цепь, что такое выжимка и замок для цепи.

И главное – после замены кассеты и системы на новую обязательно поставьте новую цепь, не забыв укоротить длину до нужного количества звеньев! Старая и растянутая цепь очень быстро приведет вашу новую и дорогую трансмиссию в состояние старой и убитой.

comments powered by HyperComments

Всегда с радостью отвечу на Ваши вопросы и комментарии!

Предложения по содержанию или дизайну? Прошу в обратную связь!

Также Вы можете подписаться на новые статьи – проект пока молодой, а идей очень много!

Буду очень признателен за репост в соцсетях!

880 px
НаверхНаверх