Велосипе­дист на дороге #1. Видимость велосипедиста - RideMyBike Велосипе­дист на дороге #1. Видимость велосипедиста - RideMyBike
Меню
День/ночь
-->
День/ночь
945 px

Велосипе­дист на дороге #1. Видимость велосипедиста

10.06.2016 - Безопасность
Велосипе­дист на дороге #1. Видимость велосипедиста

В одном черном-черном городе по одной черной-черной улице ехал черный-черный велосипедист…

Пролистывая местные кузбасские новости, наткнулся на сразу несколько сообщений о сбитых автомобилями велосипедистах. Каждое лето число таких ДТП на дороге значительно увеличивается. И если в обычном ДТП на небольших скоростях в городе жизни водителя редко что угрожает (конечно, если он пристегнут), то велосипедист рискует своей жизнью и здоровьем даже от минимального соприкосновения с автомобилями.

Про ответственность автомобилистов поговорим в следующий раз, а сегодня хочу затронуть тему видимости велосипедиста, причем не только на дороге, но и на тротуаре, в парке, на велодорожке. Регулярно, находясь как за рулем велосипеда, так и автомобиля, наблюдаю нерадивых велосипедистов, едущих в сумерках или кромешной темноте без каких-либо опознавательных знаков. Ни катафотов, ни световозвращающей полоски, ни габарита – ничего…

Более того, одежда обязательно тоже темного цвета. В свете автомобильных фар они всплывают на обочине просто как черные тени, а при движении на велосипеде я их вообще вижу только в последний момент. Кстати, катание по единственной парковой велодорожке в городе вечером тоже занятие занимательное – в темноте среди деревьев велосипедисты появляются из темноты и исчезают внезапно; чего уж говорить о пешеходах, гуляющих по этим самым велодорожкам.

Что пишут по этому поводу в Правилах дорожного движения?

Специальный светящийся велосипед

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Исходя из ПДД, делаем выводы о порядке освещения велосипеда

Стандартный набор велосипедиста

  1. Задние габаритные огни:

    должны быть включены в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;

  2. Передние фары/фонари:

    должны быть включены в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;

  3. Фары ближнего света или дневные ходовые огни:

    должны быть включены в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах;

  4. Световозвращающие элементы:

    рекомендуется иметь в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

Как это понимать?

Светящийся спрей Volvo LifePaint
В темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости (дождь, туман, снегопад) велосипедист должен включать задний габаритный фонарь и передний фонарь/фару.

В идеале каждый велосипедист на дороге в яркий солнечный день все равно обязан иметь включенную фару ближнего света или дневные ходовые огни, а при отсутствии оных даже днем он является нарушителем.

Считаю, что этот пункт – недоработка в ПДД в отношении велосипедистов, потому что выходит следующее: велосипедист, имеющий фонарь согласно п. 19.1, должен еще иметь фару или дневные ходовые огни, согласно п. 19.5. Т.е. фонарь дневным ходовым огнем не считается?

Что на практике: ярким солнечным днем передний фонарь на велосипеде зачастую просто не виден. Исключение составляют мощные велосипедные велофары, работающие в максимальном режиме яркости 2-4 часа от внешнего аккумулятора. Однако, хорошие фары, которые не только обеспечивают видимость со стороны, но и адекватное освещение дороги, стоят недешево. А обычные фонари на батарейках днем просто не видно. Поэтому вопрос включения переднего фонаря днем можно считать спорным. Если видите впереди сотрудника ГИБДД – не поленитесь, включите фонарь. По крайней мере с формальной стороны вы будете правы.
Светящиеся колпачки на ниппель
Световозвращающие элементы носят рекомендательный характер, однако я бы не советовал пренебрегать этим советом. Практически вся велосипедная форма, да и многие обычные спортивные вещи имеют световозвращающие полоски, которые отлично видны в свете фар. Не хотите менять любимую одежду? Купите светововзращающий жилет в любом магазине спецодежды, стоит копейки. Есть также комплекты световозвращающих наклеек на раму, обода, шлем. Не забываем про боковую видимость, что крайне актуально при проезде перекрестков. Катафоты в колеса ставят не красоты. Также встречаются варианты покрышек со световозвращающей полосой на боковинах. Сейчас набирают моду светящиеся колпачки на ниппель (правда, в основном на Schrader – автониппель и светодиодные ленты). Поверьте, видимость на дороге велосипедиста избыточной не бывает.

Видимость велосипедиста вне дороги

Не стоит думать, что раз вы передвигаетесь на велосипеде по тротуару или в парке, освещение в темное время вам не нужно. Да, вряд ли вы наткнетесь посреди парка на сотрудника ГИБДД, но с большой долей вероятности встретите другого велосипедиста или пешехода. С учетом того, что ваша скорость намного выше скорости пешехода, летящий ночью невидимый велосипедист может сильно напугать пешехода и стать причиной наезда на него. Уважайте других велосипедистов и пешеходов, пусть вас будет видно издалека.

Моргалка?

Специальные светодиоды в спицах
Почти все велосипедные габариты и фонари имеют режим моргания, а иногда и режим поочередного горения одного из нескольких светодиодов. Отношение к тому, должен ли фонарь и габарит мигать или гореть, неоднозначно. Поклонники мигания считают, что это в большей степени привлекает внимание водителя автомобиля, как нечто необычное. Обычно мигание желтого фонаря ассоциируется с повышенной опасностью, дорожными работами и т.д. Противники мигания считают, что мигание фонаря и габарита только раздражает водителя, тогда как в ПДД четко прописано, что фара и габарит должны гореть.

Цвет фонарей

Цвет фонарей при движении по дороге строго определен ПДД: сзади — красный, впереди — белый, катафоты — желтого или оранжевого цвета. Синие, зеленые и прочие разноцветные лампочки оставьте для елки, не вводите других водителей в заблуждение! P.S. Каюсь, у меня катафоты в спицах белые.

А как у них?

Посмотрим в сторону зарубежной практики в сфере обязательного освещения велосипеда.

В Великобритании и Германии запрещено передвигаться по дорогам на велосипеде без заднего красного габарита, белого фонаря впереди и набора катафотов сбоку или световозвращающих полос на покрышках. Причем, хоть пользоваться фонарями следует в темное время суток, оштрафовать за их отсутствие могут и днем. А в Японии помимо обязательного фонаря велосипедисты вообще имеют свои права.

Мои рекомендации

Яркий задний габарит
Считаю, что задний габарит – самая важная часть освещения велосипедиста. Задний габарит я рекомендую включать всегда, выезжая из дома, независимо от времени суток. В светлое время суток и начинающихся сумерках задний габарит я ставлю на мигание, т.к. днем оно не так слепит, зато компенсирует более слабую яркость горения, чем у автомобилей. С наступлением темноты переключаю габарит в режим постоянного горения, поскольку в темноте мигающий габарит слепит водителей (поставьте велосипед, отойдите назад от велосипеда и убедитесь), а задача велосипедиста – не ослепить водителей авто и попасть в итоге в дтп, а быть видимыми. В качестве заднего габарита я перепробовал несколько простых 5-диодных моделей из Триал-спорта и Спортмастера, сейчас остановился на отличном и очень ярком китайском габарите. Экономно расходует батарейку, а в режиме мигания в полной темноте реально ослепляет вплоть до кратковременной потери зрения.

Компактный передний габаритВ качестве переднего фонаря использую дешевую китайскую лягушку-фонарь. Если польза от нее днем под вопросом, то в условиях плохой видимости и ночью даже самый дешевый фонарик сделает вас намного виднее, являясь по сути передним габаритом. Функцию фары этот габарит выполнять не способен, однако велосипед на дороге становится виднее. Имеет минимальные размеры, можно установить на руль или на вилку. Поскольку яркость свечения очень небольшая, всегда ставлю в режим моргания, которых в ней есть два. Днем и в легких сумерках – быстрое моргание (практически стробоскоп), в темное время – обычное (медленное) моргание. В темное время суток дополняю ее хорошим налобным фонарем – даже если для освещения дороги его может быть недостаточно, видимость он значительно повышает. Использую только в режиме постоянного света.

Если вы хотите комфортно кататься в темное время суток по неосвещенным или слабо освещенным дорогам, то практически единственным вариантом для вас будет покупка полноценной велофары. Есть много моделей, начиная от популярной народной фары, ее модифицированного варианта с двумя светодиодами «сова» и заканчивая мелкосерийным вариантом NightKeeper, разработанным украинским велолюбителем с учетом недостатков множества других фар.

Световозвращающие элементы нужно использовать для улучшения видимости велосипедиста, особенно боковой, но не как единственный способ обеспечения видимости. Учтите, что ваш передний фонарь и задний габарит может быть просто не видно сбоку! Для обеспечения боковой видимости обязательны катафоты в спицы или боковые полоски на покрышках. Неплохо, если одежда и аксессуары имеют световозвращающие полоски. Надевайте одежду ярких цветов: ярко-желтый, ярко-зеленый. Самый простой способ оставаться видимым в свете фар ночью – белая футболка/куртка.

Уважаемые велосипедисты, относитесь уважительно к другим участникам дорожного движения! Будьте видимыми для других участников движения, ведь 300-500 р., потраченных на комплект из переднего и заднего габарита, сумма ничтожно малая по сравнению с риском попасть в ДТП.

Предыдущий выпуск:
#0. Преамбула
Следующий выпуск:
#2. Ливневка
comments powered by HyperComments

Всегда с радостью отвечу на Ваши вопросы и комментарии!

Предложения по содержанию или дизайну? Прошу в обратную связь!

Также Вы можете подписаться на новые статьи – проект пока молодой, а идей очень много!

Буду очень признателен за репост в соцсетях!

880 px
НаверхНаверх