Как определить износ цепи велосипеда - RideMyBike Как определить износ цепи велосипеда - RideMyBike
Меню
День/ночь
-->
День/ночь
945 px

Как определить износ цепи велосипеда

07.06.2016 - Железо
Как определить износ цепи велосипеда

Вы уже читали про стратегии замены цепей и алгоритм замены цепи? Если да, у вас мог возникнуть резонный вопрос: как определить износ цепи велосипеда?

Дело в том, что оценка износа исходя из пробега является весьма условной. Допустим, сегодня я проехал 100 км по гладкому и сухому шоссе, завтра – 30 км месил глину и грязь в лесу, а через неделю проехал гонку 70 км, переключая передачи под нагрузкой и рискуя порвать цепь. Чему равно среднее растяжение цепи на 100 км?

Конечно, оперировать пробегами в такой ситуации не совсем корректно. Как же понять, пора ли менять цепь на новую, а старую отправлять на заслуженный отдых? Давайте разбираться.

Полное звено цепиНезависимо от способа замера износа цепи перед измерением ее нужно очистить. Измерения всегда проводятся на натянутой цепи. Также давайте определимся, что под термином звено цепи мы понимаем цельное звено, состоящее из двух полузвеньев – внутреннего и наружного.

  1. Специальный инструмент для измерения износа цепи

    Он имеет 2 калибра – 0,75% и 1% удлинения цепи относительно ее первоначальной длины. Калибр измеряет цепь на расстоянии 5 полных звеньев (10 полузвеньев) минус диаметр ролика цепи. Для новой цепи это расстояние составляет 119,7 мм.

    Инструмент представляет собой удобную железяку с двумя калибрами для измерения износа цепи в процентах.

    Первый калибр рассчитан на удлинение цепи от 0,75% и более. Если калибр 0,75% не вставляется между указанными на картинки роликами цепи, значит цепь находится в хорошем состоянии и ее смело можно использовать в дальнейшем.

    Если калибр 0,75% входит между указанными роликами, в ход идет калибр 1%.

    Если калибр 1% не влезает между звеньями, значит цепь имеет достаточный износ и чем ближе калибр 1% ближе к вхождению между звеньями, тем активнее цепь «подъедает» кассету. Рекомендуется замена цепи, а также требуется время на приработку новой, в течение которого цепь может проскакивать.

    Если влез калибр 1% — цепь вместе с кассетой отправляются в помойку, решение о смене звезд системы нужно принимать, исходя из конкретного износа каждой звезды.

    Таким образом, для максимального сохранения кассеты и системы имеет смысл менять цепь по достижении калибра 0,75%; если кассета не очень дорогая – в диапазоне 0,75 – 1%.

  2. Измерение износа цепи штан­ген­цир­ку­лем

    Измерения можно проводить как по принципу калибра для измерения износа (5 полных звеньев минус диаметр ролика цепи), так и классическим способом (12 полных звеньев). В первом случае внутренние губки штангенциркуля устанавливаются на расстояние 119 мм, вставляются в цепь и раздвигаются до упора. Результаты интерпретируем по таблице ниже. Во втором случае измерять расстояние нужно между центрами осей 12 звеньев. Далее – по таблице. В крайнем случае вместо штангенциркуля можно использовать точную металлическую линейку.

    Значения износа велосипедной цепи

    Относительное удлинение цепи 5 звеньев минус диаметр ролика цепи 12 звеньев
    (по центрам осей)
    Износ и требуемые действия
    0 – 0,75% 119,7 – 120,6 мм 304,8 – 306,4 мм нормальный износ, замена цепи не требуется
    0,75% — 1% 120,6 – 120,9 мм 306,4 – 307,9 мм требуется замена цепи, возможен период приработки цепи к кассете и взаимно
    > 1% > 120,9 мм > 307,9 мм требуется замена цепи, кассеты, и наиболее изношенных звезд системы
  3. Проверка растяжения цепи с помощью гвоздя

    Предыдущие 2 способа показались вам сложными? Есть отличная альтернатива для тех, кто придерживается стратегии в 3 цепи (можно и в 2, и в 4). Снимаем текущую цепь, моем, смазываем и вешаем на гвоздик, прибитый параллельно полу. Признаком износа цепи, как и в предыдущих способах, является длина. Из трех висящих на одном гвоздике цепей берем и устанавливаем ту, которая короче всех. Логично, что только что снятая цепь (если все цепи уже не новые) будет самой длинной. Если принять ресурс вашей кассеты равным ресурсу этих трех цепей, то таким образом можно менять цепи по кругу до тех пор, пока качество работы трансмиссии будет вас удовлетворять.

    Правда, в итоге под замену идет цепь, кассета и скорее всего звезды системы.

На этом все, надеюсь, с измерением износа цепи стало хоть немного понятнее. Лично мне больше всего понравился вариант с гвоздиком, его и буду использовать, как все 3 цепи пройдут по первому кругу. А какой метод определения износа цепи по душе Вам?

comments powered by HyperComments

Всегда с радостью отвечу на Ваши вопросы и комментарии!

Предложения по содержанию или дизайну? Прошу в обратную связь!

Также Вы можете подписаться на новые статьи – проект пока молодой, а идей очень много!

Буду очень признателен за репост в соцсетях!

880 px
НаверхНаверх